Меню сайта
Поиск
|
Уровень готовности детей к школеЦель: Оптимизация учебного процесса,
создание благоприятных условий адаптации первоклассников. Сроки: сентябрь 2006 года С целью оптимизации учебного процесса, создания
благоприятных условий адаптации первоклассников была проведена
психолого-педагогическая диагностика интеллектуальных и личностных особенностей
детей. В результате анализа полученных данных сделаны выводы о степени
готовности детей к обучению. В соответствии с этим все поступающие в первый класс разделены на группы. I группа Дети с высоким и выше среднего уровнем готовности к
школе (высокий и устойчивый уровень внимания, памяти, успешность в анализе и
синтезе, сравнении предметов и явлений), общих знаниях об окружающем мире, с развитой
моторикой кистей рук. Детям, представленным в этой группе, свойственна
независимость, инициативность, самостоятельность. Они стремятся к
самоутверждению и успеху. У ребят отмечается от среднего и выше среднего
работоспособность на момент обследования. II ГРУППА В группу входят дети со средним уровнем
сформированности большинства изучаемых познавательных процессов. Эти ребята
могут проводить аналогии, классификации и обобщения, выявлять существующие
закономерности. Память, внимание, мелкая моторика руки развиты на
средненормативном уровне, но у некоторых детей возможны отклонения как выше,
так и ниже среднего. Ребята понятливы и достаточно самостоятельны, они умеют
выделить главное, умеют слушать и действовать по образцу. III группа В группу входят дети со сниженным и низким уровнем
сформированности познавательных процессов. Эти ребята испытывают затруднения
при проведении таких мыслительных операций, как аналогии, классификации и
обобщения. Пространственное мышление, память, внимание, мелкая моторика руки
развиты недостаточно. Ребятам рекомендуется обучение в классах педагогической
поддержки, где создаются более щадящие условия: ритм выполнения заданий
индивидуален, а сами задания имеют оптимальный для учеников уровень сложности. В ходе наблюдения были также исследованы такие
личностные особенности как самостоятельность и активность. Высокий уровень. Дети независимые, активные, инициативные, стремятся
к самоутверждению и успеху. Они умеют адекватно оценивать себя, других, саму
ситуацию и соответственно действовать, умеют подбирать критерии, которыми будут
руководствоваться при выборе линии поведения. Для этих детей привычно
самостоятельно выполнять задания, поручения. Ребята умеют строить заключения на
основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, их отличает социальная
зрелость суждений. Об этих детях можно говорить – они потенциально готовы к
деятельности (умственной, социальной и др.) Это следующие ребята: Низкий уровень. Ребята, которым трудно проявить самостоятельность,
они даже в привычных ситуациях не знают как правильно поступить. Они личностно
пассивны, предпочитают не брать на себя ответственность. Дети привыкли работать
в паре со взрослым, ждут постоянных пошаговых указаний от него. Даже при
выполнении знакомых, однотипных заданий им нужен контроль и поддержка учителя.
Порицание заставляет ребенка отказываться от своих намерений и действий. А
внешнее одобрение хотя и повышает его самооценку, но не приводит к успокоению - у ребенка вновь и вновь появляется желание убедиться в том,
что его и другие ценят высоко, т.е. для таких детей в новой, непривычной для
них деятельности ( каковой и является для них учебная деятельность, характерна
тенденция искать опору не в себе, своих силах и способностях, а в других. Работоспособность. Высокий уровень. Дети быстро включаются в работу, обладают высокой
работоспособностью, устойчивостью внимания, способностью концентрироваться на
задании и в течение продолжительного времени выполнять его. Долгл не устают, не
отвлекаются на посторонние стимулы. Продолжительное время могут работать в
заданном темпе, не снижая его, причем их это особо не утомляет. Способность к
образованию новых навыков у таких детей высокая. Низкий уровень. Дети медленно включаются в работу, обладают низкой
работоспособностью, неустойчивым вниманием. Они не способны концентрироваться
на задании и в течение продолжительного времени выполнить его, быстро устают,
легко отвлекаются на посторонние стимулы., не могут работать продолжительное
время в заданном темпе, не снижая продуктивности труда. Они быстро утомляются,
допускают ошибки либо переключают внимание на другую деятельность. Способность
к образованию новых навыков у таких детей снижена. Рекомендации: Сложный и большой по объему материал следует
разбивать на отдельные, непродолжительные по времени задания, чаще применять на
уроках физкультпаузы, а также направлять внимание ребят на другой вид
деятельности ( послушать-посмотреть-потрогать –показать-проговорить-написать-
подвигаться ). Особо важно поддерживать интерес к изучаемой теме. На начальном
этапе подача нового материала должна быть эмоционально окрашена. Сложные
задания целесообразно давать не сразу, а по мере включения детей в работу. Группа повышенного внимания Дети находятся в стрессовом состоянии, причиной
которого может быть как смена образовательного учреждения, так и соматическое
заболевание, что может проявляться в неуравновешенности, замкнутости,
враждебности, напряженности, преобладании сниженного фона настроения. Адаптация
, как правило, проходит у них болезненно и занимает длительное время. Выводы: 1.
Дети с высоким
и выше среднего уровнем готовности к школе составляют 30 % от общего числа
первоклассников. 2.
Средний уровень
готовности учащихся - у 48%. 3.
Сниженный и
низкий уровень готовности учащихся- у
22%. Рекомендации: 1. Для профилактики дезадаптации
учащихся со сниженным и низким уровнем готовности учащихся создавать ситуации
успеха, подбирать задания, соответствующие их уровню развития. 2.С целью снижения утомляемости через каждые 8-10 минут
проводить физкультминутки. 3. Психологу спланировать проведение
коррекционных занятий с детьми, входящими в группу повышенного внимания. |
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||