Четверг, 25.04.2024, 15:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Оксана Алексеевна Кузьмина учитель начальных классов

Форма входа
Поиск

Уровень готовности детей к школе

Цель: Оптимизация учебного процесса, создание благоприятных условий адаптации первоклассников.

Сроки: сентябрь 2006 года

С целью оптимизации учебного процесса, создания благоприятных условий адаптации первоклассников была проведена психолого-педагогическая диагностика интеллектуальных и личностных особенностей детей. В результате анализа полученных данных сделаны выводы о степени готовности детей к обучению. В соответствии с этим все поступающие  в первый класс разделены на группы.

 

I группа

Дети с высоким и выше среднего уровнем готовности к школе (высокий и устойчивый уровень внимания, памяти, успешность в анализе и синтезе, сравнении предметов и явлений), общих знаниях об окружающем мире, с развитой моторикой кистей рук. Детям, представленным в этой группе, свойственна независимость, инициативность, самостоятельность. Они стремятся к самоутверждению и успеху. У ребят отмечается от среднего и выше среднего работоспособность на момент обследования.

 

II ГРУППА

В группу входят дети со средним уровнем сформированности большинства изучаемых познавательных процессов. Эти ребята могут проводить аналогии, классификации и обобщения, выявлять существующие закономерности. Память, внимание, мелкая моторика руки развиты на средненормативном уровне, но у некоторых детей возможны отклонения как выше, так и ниже среднего. Ребята понятливы и достаточно самостоятельны, они умеют выделить главное, умеют слушать и действовать по образцу.

 

III группа

В группу входят дети со сниженным и низким уровнем сформированности познавательных процессов. Эти ребята испытывают затруднения при проведении таких мыслительных операций, как аналогии, классификации и обобщения. Пространственное мышление, память, внимание, мелкая моторика руки развиты недостаточно. Ребятам рекомендуется обучение в классах педагогической поддержки, где создаются более щадящие условия: ритм выполнения заданий индивидуален, а сами задания имеют оптимальный для учеников уровень сложности.

 

В ходе наблюдения были также исследованы такие личностные особенности как самостоятельность и активность.

Высокий уровень.

Дети независимые, активные, инициативные, стремятся к самоутверждению и успеху. Они умеют адекватно оценивать себя, других, саму ситуацию и соответственно действовать, умеют подбирать критерии, которыми будут руководствоваться при выборе линии поведения. Для этих детей привычно самостоятельно выполнять задания, поручения. Ребята умеют строить заключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, их отличает социальная зрелость суждений. Об этих детях можно говорить – они потенциально готовы к деятельности (умственной, социальной и др.) Это следующие ребята:

 

Низкий уровень.

Ребята, которым трудно проявить самостоятельность, они даже в привычных ситуациях не знают как правильно поступить. Они личностно пассивны, предпочитают не брать на себя ответственность. Дети привыкли работать в паре со взрослым, ждут постоянных пошаговых указаний от него. Даже при выполнении знакомых, однотипных заданий им нужен контроль и поддержка учителя. Порицание заставляет ребенка отказываться от своих намерений и действий. А внешнее одобрение хотя и повышает его самооценку, но не приводит к успокоению -  у ребенка вновь  и вновь появляется желание убедиться в том, что его и другие ценят высоко, т.е. для таких детей в новой, непривычной для них деятельности ( каковой и является для них учебная деятельность, характерна тенденция искать опору не в себе, своих силах и способностях, а в других.

 

Работоспособность.

Высокий уровень.

Дети быстро включаются в работу, обладают высокой работоспособностью, устойчивостью внимания, способностью концентрироваться на задании и в течение продолжительного времени выполнять его. Долгл не устают, не отвлекаются на посторонние стимулы. Продолжительное время могут работать в заданном темпе, не снижая его, причем их это особо не утомляет. Способность к образованию новых навыков у таких детей высокая.

 

Низкий уровень.

Дети медленно включаются в работу, обладают низкой работоспособностью, неустойчивым вниманием. Они не способны концентрироваться на задании и в течение продолжительного времени выполнить его, быстро устают, легко отвлекаются на посторонние стимулы., не могут работать продолжительное время в заданном темпе, не снижая продуктивности труда. Они быстро утомляются, допускают ошибки либо переключают внимание на другую деятельность. Способность к образованию новых навыков у таких детей снижена.

 

 

Рекомендации:

Сложный и большой по объему материал следует разбивать на отдельные, непродолжительные по времени задания, чаще применять на уроках физкультпаузы, а также направлять внимание ребят на другой вид деятельности ( послушать-посмотреть-потрогать –показать-проговорить-написать- подвигаться ). Особо важно поддерживать интерес к изучаемой теме. На начальном этапе подача нового материала должна быть эмоционально окрашена. Сложные задания целесообразно давать не сразу, а по мере включения детей в работу.


Группа повышенного внимания

Дети находятся в стрессовом состоянии, причиной которого может быть как смена образовательного учреждения, так и соматическое заболевание, что может проявляться в неуравновешенности, замкнутости, враждебности, напряженности, преобладании сниженного фона настроения. Адаптация , как правило, проходит у них болезненно и занимает длительное время.

 

Выводы:

1.                  Дети с высоким и выше среднего уровнем готовности к школе составляют 30 % от общего числа первоклассников.

2.                  Средний уровень готовности   учащихся - у 48%.

3.                  Сниженный и низкий уровень готовности   учащихся- у 22%.

 

Рекомендации:

1. Для профилактики дезадаптации учащихся со сниженным и низким уровнем готовности учащихся создавать ситуации успеха, подбирать задания, соответствующие их уровню развития.

2.С целью  снижения утомляемости через каждые 8-10 минут проводить физкультминутки.

3. Психологу спланировать проведение коррекционных занятий с детьми, входящими в группу повышенного внимания.

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz